Романов Станислав 23.02.2015 2697

Кампус-2015: от интерфейсов и Material Design до управления и решения задач

В Казани в воскресенье завершился фестиваль веб-разработчиков «Кампус-2015», на который прибыло множество спикеров и свыше 300 участников. Все желающие могли выбрать для себя ряд лекций из шести доступных секций. Корреспондент Gadgetick.com также посетил несколько из них, посвященных дизайну, менеджменту и разработке.



Старт конференции был дан организаторами из агентства по созданию сайтов, онлайн-сервисов и стартапов Soda digital agency и руководителем ИТИС КФУ, Айратом Хасьяновым. Он же поведал об амбициях и наработках Высшей школы ИТИС, грядущих изменениях в модели ИТ-образования в России, назвал университет «хабом», под крылом которого способны собраться все участники рынка. В это же время он отметил, что рынок труда в области ИТ в Казани вырос на 30%.

Все участники расходятся по секциям. И вот уже вещает Марат Машков, директор «РуПромо», вскрывая кейсы проектирования удобных интерфейсов и юзабилити-тестирования портала государственных услуг Татарстана:

«Мы пригласили к себе шесть человек, обычных людей. Это медсёстры, работники сферы образования — те простые люди, которые должны пользоваться порталом. И попросили выполнить простую операцию — получить выписку из ЕГРП. Должно вроде быть всё просто и понятно. Но ни один из них не смог самостоятельно от начала до конца проделать эту процедуру по разным причинам, связанным с особенностями интерфейса. Одним из них был программист, который разрабатывал эту систему».


За время лекции слушатели ещё не раз посмеются над казусами из работы Марата. Причиной же подобных провалов тестов может быть даже расположение кнопок. Эксперт рассказывает и про другие компании, вкладывающие уйму денег в разработку и продвижение, нисколько не тестируя продукты и прототипы. Интерфейс всегда стоит на пути между продуктом и аудиторией — один из важных моментов выступления спикера.

Кампус-2015 в Казани


Марат Машков подчёркивает, что для проверки своего продукта и приглашения потенциальной аудитории пользователей необходим сценарий тестирования. Причём он нужен в виде задачи, а не инструкции. В среднем для поиска 90% ошибок для тестов достаточно 8-10 человек. Нужно помнить, что тестируется не человек, а интерфейс. В ходе теста можно применять разные методы — съёмку видеокамерой, «мысли вслух», скринкаст или ай-трекинг.

Похожую тему затрагивает Маргарита Титова, специалист по интерфейсам в интернет-магазине путешествий Onlinetours. Она пробегает по основным ступеням создания прототипа, аналитики и общения с клиентами. Её рассказ от исследований до принятия решений касается лишь базовых элементов работы с онлайн-магазином и концентрируется на взаимодействии с клиентами.

Перемещаюсь в менеджмент, к Кириллу Зонову, директору Racoons Group. Он затрагивает плюсы и минусы разных принципов управления: когда вместо менеджера — собственник компании; когда разработчики работают непосредственно с заказчиком; и ещё три варианта самого менеджера — «девочки», профессионального РМ и технического специалиста. Зал погружается в безудержное обсуждение этого вопроса. На этом моменте стало ясно, что процесс желательно систематизировать, например, с помощью JIRA или более комплексно, через Basecamp.

Во время конференции, кстати, Илья Авдеев из Creative People тоже поделился мнением по этому вопросу: ранее их команда пользовалась JIRA и Мегапланом, но перешли на Basecamp.

Затем идут проблемы роста студии, и микрофон берёт Евгений Гарбар, технический директор веб-студии «ФАКТ». В его случае сложность проекта росла быстрее уровня команды, и в связи с этим был принят ряд решений. Компания перешла с «Мегаплана» на «Битрикс24», ввела систему контроля версий, в процессе работы начали вести все отношения с клиентом, ввели дедлайны и стали серьёзнее смотреть на планирование. По словам Евгения, если в планировщике есть задача с примерным временем выполнения более 16 часов, то она разбивается, и устанавливается время на каждую подзадачу.

Помимо этого, компания приходит к необходимости работы с менеджерами проектов, а от сотрудников начинает требовать знание CMS и фреймворков. Как считает спикер, сертификаты — необъективный показатель, и в их компании каждого сотрудника тестируют, что оказывается куда полезнее. Ко всему прочему, на задачи назначают группы разработчиков для ускорения обучаемости сотрудников.

Кампус-2015 в Казани


О способах управления задачами и временем плавно начинает говорить Станислав Триерс, руководитель развития региональной партнёрской сети ФРИИ. По его мнению, человек всегда пытается приблизить к себе позитивные моменты и оттянуть отрицательные.

«Я вот договорился выступать на „Кампусе“ в прошлом году ещё, а презентацию только вчера вечером сделал», — шутит Станислав.


Он будто бы призывает слушателей обратить внимание на несерьёзные, но ощутимые мелочи. Например, в одной из компаний запретили ходить курить вместе с другими сотрудниками, можно схватить с собой только одного коллегу. Спикер добавляет, что если ставите цель себе или сотруднику, то она должна быть достижима и не выглядеть как бред.

В это же время в другой аудитории Александр Сербул, руководитель направления контроля качества интеграции и внедрений в «1С-Битрикс» начинает со статистики роста мобильных платформ и разработки мобильных приложений по разным направлениям бизнеса, интегрированных с сайтом. По его мнению, которое, конечно, совпадает с мнением компании, нужно дополнять приложение под iOS и Android преимуществами HTML5, чтобы упростить автообновление, как в случае с веб-приложениями.

Кампус-2015 в Казани


Но не весь день же рассуждать о проектах, поэтому оживление удалось поймать на лекции о переходе на Material Design от Марка Мартемьянова, продуктового мобильного дизайнера Aviasales.

«Google выпустил сборник гайдов. И я как пионер, раз самомнение высокое, ушёл на три дня в жёсткое их чтение. Выучил все, что впоследствии оказалось зря. Google очень хотел сделать круто, но осталась куча негативных моментов», — так выглядит его краткая история.


Марк подводит слушателей к тому, что сначала необходимо создавать интерфейс и только потом браться за анимации. При этом, разрабатывая под мобильные системы, нужно сразу учитывать работу приложений на планшетах. Плюс ко всему, сейчас у разработчиков достаточно времени для улучшения своих приложений, адаптированных под Material Design. Фрагментация Android продолжается: у Android 5.0 Lollipop до сих пор маленькая доля на рынке.

На фестивале также выступали эксперты от Mail.Ru Group, 2ГИС, JagaJam, inbox Marketing и других компаний. Как и на любом другом мероприятии, собрались противоречивые мнения о пользе от представленных кейсов и решений, но от новых знакомств никто не отказывался. Soda digital agency — первопроходцы, рискнувшие организовать подобное мероприятие в Казани. Надеюсь, это был всего лишь пробный залп.

Важное

Комментарии