Дурилка Картонная 03.02.2016 3027

Бегущий по лезвию — Кино на выходные

Ридли Скотт, экранизируя «Мечтают ли андроиды об электроовцах», и не догадывался, что год спустя, в 1983 году, Брюс Бетке назовёт свой рассказ словом, которое озаглавит целый жанр научной фантастики, — «Киберпанк».


Хотя, «Бегущий по лезвию (бритвы, если кому угодно)» выходит за рамки, изобилуя философским подтекстом, непревзойдённой атмосферой, которая умело вмещает в себя элементы киберпанка и нуара, а так же, великолепными декорациями, освещением и операторской работой. Множество раз можно напоминать, что Ридли Скотт пришёл в кино из рекламы, где, видимо, и научился безупречно управляться с освещением в кадре.

Бегущий по лезвию

Кстати, экранизируя? Пожалуй лишь идею, так как от сюжета оригинала осталось целое ничего. Однако, как говорил Тарковский в своих лекциях, литературу экранизировать режиссёр не может, ибо тогда он становится иллюстратором. А ввиду того, что кино и проза используют кардинально отличные друг от друга методы подачи материала, этот пункт спокойно опущу и вернусь к содержанию.

Бегущий по лезвию

2019 год, люди пережили ядерную войну и благополучно эмигрируют с родной планеты, однако это не мешает выглядеть Лос-Анджелесу перенаселённым. А, дабы колонизировать новые миры и воевать, были созданы киборги (андроиды), которые мало отличимы от людей внешне, а во всем остальном их превосходят, разве что, кроме одного — жить им дано не более 4 лет. Но словами Эндола Тайрелла, свеча, горящая ярко, быстро сгорает. Андроиды, в данном случае модели Нексус 6, иногда бунтуют и сбегают на землю. Поэтому появилась такая профессия, как бегущие по лезвию — люди, которые «отправляют в отставку». Проще говоря, убивают роботов.

Бегущий по лезвию

Так произошло и в этот раз, четверо репликантов сбежали, и Рику Декарду, как одному из лучших, поручено найти и обезвредить. Такова собственно завязка действа, которая происходит в похожем на ад Лос-Анджелесе будущего — постоянно окутанное облаками небо, извергаемые из труб заводов языки пламени и толпы людей с зонтами. Такое себе технократическое антиутопическое общество, которое стремилось к раю на земле, а попало сами видите куда.

Бегущий по лезвию

Попадая в штаб корпорации Тайрел, которая и производит репликантов, он обнаруживает, с помощью теста Войта-Кампфа, ещё одного — Речел. Но она об этом не догадывается ввиду манипуляций с её памятью. И, когда все переменные известны, остаётся лишь решить кто на чьей стороне. Не всё так просто. Декард просто исполняет свои обязанности и пытается не погибнуть от руки андроида. К тому же курит и изрядно выпивает. Не лучший пример протагониста, но отличный с точки зрения концепции. Репликанты же хотят жить дольше, чем им уготовано. Их одарили эмоциями и сознанием, не должны ли они тогда обладать и правами человека? Собственно, основной вопрос картины. Не даром, каждое убийство андроида даётся Декарду нелегко.

Бегущий по лезвию

Да и любовная линия Декарда и Рейчел несёт чуть ли не основную смысловую нагрузку. Однако не стоит забывать и о других репликантах. В частности, Рой Батти, который подобно Иуде целует своего создателя перед тем, как убить в готических декорациях при свечах. Перевоплощаясь в финале в Исуса, у которого ладонь проткнута гвоздём. А после его смерти в небо улетает голубь, как символ бессмертной души. И что дальше?

Бегущий по лезвию

А дальше Декард и Рейчел, как новые Адам и Ева, сбегают из ада. Однако, теперь Ева не божьих рук творение, а порождение человеческого разума. В этом плане режиссёрская версия, с открытым финалом, выглядит мощнее.

Бегущий по лезвию

Осталось, разве что, упомянуть о великолепной музыке Вангелиса и лучшей актерской работе в карьере Рутгера Хауэра, а так же об идейном наследнике картины, шедевре Мамору Осии, «Призраке в доспехах». О котором, вероятно, вскоре тоже будет сказано несколько сотен слов.

Спасибо за внимание.

Важное

Комментарии